МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Хабаровского края Управление образования администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края МБОУ СОШ с.Красное СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Зам.директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ Семерикова А.С. Лебедева Г.А. Приказ № 61 от «14» 082023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Пищевые добавки» для обучающихся 11 класса учителя Пановой О.В. с.Красное2023 Пояснительная записка В настоящее время значительный интерес представляют элективные курсы, направленные на сохранение здоровья школьников, в которых используются новые образовательные технологии. Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние здоровья человека. В связи с этим возрастает роль учебных предметов «Химия» и «Биология» в расширении представлений учащихся о научно-обоснованных правилах и нормах использования веществ, формировании основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях. Представляемый элективный курс ориентирован на учащихся 11 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических занятий, подготовка презентаций, защита проекта. Элективный курс рассчитан на учащихся 11-х класса и направлен на развитие жизненных навыков, связанных со здоровым образом жизни, а также способствует повышению мотивации к изучению учебного предмета «Химия». Цели элективного курса: Развитие познавательных способностей и личностных качеств учащихся, Повышение образовательного уровня, Формирование культуры здоровья на основе навыков рационального питания с учетом индивидуальных особенностей, Обучение самостоятельности и творчеству. Задачи курса: Пропаганда здорового образа жизни, воспитание навыков здорового образа жизни; Раскрытие и углубление понятий о здоровье как одной из главных ценностей; Формирование знаний о пищевых добавках, их влиянии на организм человека; помощь учащимся в осознании необходимости бережного отношения к себе и своему здоровью; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей; формирование умений анализировать ситуацию и делать прогнозы, работать с литературой, средства мимультимедиа; развитие учебно-коммуникативных умений. В элективном курсе предложен интегрированный подход – при рассмотрении вопросов программы привлекаются сведения из курсов других естественно-научных дисциплин, что обусловливает значительную вариативность в зависимости от возможностей педагога, материальнотехнической оснащенности и интересов школьников. Существенная роль отводится формированию социально значимого умения беречь собственное здоровье, подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе и семье. Привлекаемые из разных учебных предметов знания повышают мотивацию к их изучению, причем знания и способы деятельности становятся фактическим материалом, на котором педагог прививает учащимся жизненно важные навыки, влияющие на сохранение здоровья. В курсе существенное внимание уделено практико-ориентированным вопросам. При этом большая часть занятий представляет собой мини-модули, объединенные общими задачами, что предусматривает вариативность содержания как внутри самих занятий, так и возможность изменения последовательности их изучения. Новизна рассматриваемого материала заключается в практическом освоении жизненных навыков использования пищевых добавок, их влиянии на здоровье человека, составление модели рационального питания. Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: проекты, консультации, организация самостоятельных исследований. Требования к уровню подготовки учащихся. По окончании изучения курса учащиеся должны знать: что относится к понятию «пищевые добавки», классификацию пищевых добавок, их маркировку, их влияние на организм человека, рекомендации по предупреждению отрицательных последствий их применения, правила безопасности при работе с химическим оборудованием. уметь: устанавливать причинно–следственные связи между качеством продуктов и здоровьем человека, грамотно проводить химические опыты, наблюдать, анализировать и обобщать полученные данные, использовать дополнительную литературу и информацию, доступно излагать полученные знания для аудитории, применять полученные знания на практике. Содержание программы. Введение. (1час) Пищевые добавки. Действие пищевых добавок. Классификация пищевых добавок. Тема 1:Органические кислоты (12часов) Органические кислоты – регуляторы кислотности пищевых продуктов. Лимонная кислота, яблочная кислота, винная кислота, молочная кислота, фумаровая кислота, ацетаты и формиаты: маркировки, получение, применение, последствия для организма. Органические кислоты –как антиокислители. Аскорбиновая кислота и ее соли, эфиры галловой кислоты. Их роль как консервантов, получение, последствия для организма. Органические кислоты – консерванты пищевых продуктов. Бензойная, пропионовая, сорбиновая кислоты и их соли. Применение в пищевой промышленности, действие на продукты питания. Органические кислоты – эмульгаторы. Производные стеариновой кислоты, монои диглицериды жирныхкислот, твилы, лактилаты. Их влияние на пищевые продукты. Тема2:Ароматизаторы пищевых продуктов и усилители вкуса (2часа) Глутаминовая, гуаниловая кислоты и их соли. Инозиновая кислота. Натуральные ароматизаторы, ароматизаторы, идентичные натуральным, искусственные ароматизаторы. Их действие на продукты и последствия употребления. Тема3: Подсластители. (6 час.) Природные подсластители: глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза, сорбит, ксилит, манит. Влияние на организм, действия на продукты. Синтетические подсластители: сахарин, цикламаты, аспартам, ацесульфам, малонин, лактид, мальтит, туатомин, стевиозид. Токсические характеристики сахарозаменителей. Тема 4: Красители. (6 час.) Натуральные пищевые красители: желтые, зеленые, красные, коричневые и черные красители. Синтетические красители: азокрасители, хинолиновые красители, индигоид. Спектр применения, токсичность. Тема5: Пищевые добавки жевательных резинок.(4часа) История жевательной резинки. Составляющие жевательной резинки. Натуральная резинка и ненатуральная, пищевые добавки жевательной резинки. Влияние жевательной резинки на организм человека. Время использования жевательной резинки. Особенности детской жевательной резинки. Химический процесс кариеса. Тема6: Защитапроекта.(3часа) Календарнотематическоепланирование 1 2 Введение 1 Введение Тема1: Органические кислоты. (12часов) 2 1.Органические кислоты–регуляторы кислотности. 3 2.Органические кислоты–регуляторы кислотности. 4 3. Взаимодействие уксусной кислоты, молочной кислоты с хлоридом железа(3).Определение кислой среды органических кислот с помощью индикаторов. Рассмотрение солей щавелевой кислоты под микроскопом. 5 4.Органические кислоты– как антиокислители. 6 5.Органическиекислоты–как антиокислители. 7 8 6. Качественная реакция на галловую кислоту с раствором хлорного железа. 7.Органическиекислоты–консерванты пищевых продуктов. 9 8.Органическиекислоты–консерванты пищевых продуктов. 10 9. Окисление бензойной кислоты до салициловой с помощью раствора пероксида водорода и раствора железоаммониевых квасцов с образованием фиолетового окрашивания. Качественная реакция на бензойную кислоту. 11 10.Органические кислоты – эмульгаторы. 12 11.Органические кислоты – эмульгаторы. 13 12. Обнаружение кислотных свойств стеариновой кислоты с помощью иодида и иодата калия в присутствии крахмального клейстера. 14 Тема2:Ароматизаторы пищевых Продуктов и усилители вкуса(2часа) 1.Органическиекислоты–усилители вкуса и запаха. 15 2.Органическиекислоты–усилители вкуса и запаха. 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема 3: Подсластители.(6часов) 1.Природные подсластители. 2.Природные подсластители. 3.Реакция сорбита или маннита с гидроксидом меди (2). Свойства глюкозы. Реакция с аммиачным Раствором гидроксида серебра. 4.Синтетические подсластители. 5.Синтетические подсластители. 6.Разложение сахарина бромной водой. Тема4:Красители.(6часа) 1.Натуральные пищевые красители. 2.Натуральные пищевые красители. 3. Выделение каротина из моркови. Вычисление массовой доли каротина в различных сортах моркови. 4. Выделение карминовой кислоты из свеклы. Расчет содержания карминовой кислоты в свекле. Получение сахарного колера. 5.Синтетические красители. 27 6.Синтетическиекрасители. Тема 5: Пищевые добавки жевательных резинок. (4часа) 1.История жевательной резинки. Химия Жевательной резинки 2.Влияние жевательной резинки на организм человека. 28 29 30. 3. Обнаружение многоатомных спиртов (сорбита, маннита) в жевательной резинке с помощью гидроксида меди(2). 31 4.Тонкослойная хроматография сахаров и многоатомных спиртов в жевательной резинке на силуфоле. Тема 6: Защита проекта. (3часа) 1.Подготовка проекта. 2.Подготовка проекта. 3.Защита проектов. 32 33 34 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Литература. Т.С.Крупина.«Пищевые добавки». Элективные курсы. Средняя школа. Учебное пособие для учащихся10-11 классов средних общеобразовательных школ. М.«Сиринъпрема». –2006г. ДружининаА. Здоровое питание.—М.:АСТ-Пресскнига,2004. Михайлов В.С., Палько А.С. Выбираем здоровье! — 2-е изд. — М.: Молодаягвардия,1987. Нифантьев Э.Е., Парамонова Н.Г. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ.пед.вузов.—М.:Гуманит.Изд.Центр ВЛАДОС,2002, ОльгинО. Опыты без взрывов. М.:Химия19986. Скурихин И.М.,НечаевА.П. Все о пище с точки зрения химика: Справ.издание. —М.:Высшая школа,1991. Степин Б.Д., АликбероваЛ.Ю. Рукк Н.С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день.—М.:РЭТ,2001. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. / Глав. Ред. В.А.Володин. — М.:Аванта+,2000. Кукушкин Ю.Н. Химиявокругнас :Справ. Пособие.-М.:Высшая школа, 1992.