Рабочая программа по ОДНКНР для 5-6 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» для 5-6 классов составлена на основе следующих
нормативных
документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Письма МОН РФ от 01.11.2011г. № 03-776 «О примерной основной
общеобразовательной программе основного общего образования»;
4. Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и
светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (письмо
Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-76;
5. Образовательной программы МБОУ СОШ с. Красное (утверждена приказом директора
от «14» август2023 г№ 61.).
Рабочая программа разработана на основе:
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовнонравственной культуры народов России: 5-6 классы: Учебник для общеобразовательных
учреждений А.Н. Сахаров, К.А.Кочегаров, Р.М. Мухаметшин. - М.: Русское слово, 2013.
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовнонравственной культуры народов России: 5- 6 классы: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:
Вентана - Граф, 2015.
Цели и задачи учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
России»
Основная цель изучения курса состоит в воспитании ответственного и мыслящего
гражданина, способного к самоидентификации и продуктивной деятельности в условиях
многоконфессионального и полиэтнического российского общества.
Задачи:
- воспитание у обучающихся чувства гордости за свою Родину и историю
России, уважения к народам, их культуре и традициям;
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре народов российской
Федерации;
- формировать внутренние установки личности, ценностные ориентиры, связанные с
нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей Родине,
родному краю, уважения к народам, их культуре и традициям;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
многонациональном
и
многоконфессиональном обществе;
- развитие чувства личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие умений и навыков сотрудничества с представителями инонациональных
культур и религий в разных социальных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно – воспитательного процесса,
обобщая знания о религиозных культурах России.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образовании учебный предмет «Основы духовно – нравственной культуры народов

России» определён как курс, направленный на формирование первоначальных
представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории,
современности.
В курсе чётко проводится мысль о необходимости уважения к собственной культуре и
традициям, необходимости понять и принять морально – нравственные ценности, веками
составлявшие духовную основу российской цивилизации.
Особенностью данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников
сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установке личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя учебный предмет, следует отметить его интегративный
характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при
особом внимании к его эмоциональному развитию.
Место и роль учебного курса
Рабочая программа рассчитана на 68 часов
34 часов в 5 классе (1 час в неделю)
34часов в 6классе (1час в неделю)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
УМК
1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров. Основы духовно – нравственной культуры народов
России. Основы религиозных культур народов России. 4 класс. Учебник для 4
класса общеобразовательных учреждений.- М: Русское слово 2017.
2. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин. Основы духовно – нравственной
культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс.
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М: Русское слово.
2017г..
3. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. Основы духовно – нравственной
культуры народов России.
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана - Граф, 2015.
4. Учебное пособие для 7 класса
«История Курского края». Часть I. Сост. В.А.
Попков.-Курск, 2011;
5. Арцыбашева Т.Н. Христианская культура. Религия в системе культуры: Учеб.
пособие. –Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1996;
6. Арцыбашева Т.Н. Христианизация курян и православные традиции: памятники
культового зодчества, церковное искусство и др. // Курский край: культура и
культурно-историческое наследие. Т. XV. – Курск, 2002;
7. Ильина З.Д. Культура и история Курского края в учебной работе школы и вуза //
Курский край: культура и культурно-историческое наследие. Т. XV / Под ред. З.Д.
Ильиной. –Курск, 2002;
8. Курск: Краеведческий словарь-справочник / Ред. кол.: Ю.А. Бугров (гл. ред.) и др.;
пер. на нем., англ. яз. Е.А. Тиняковой; худож.-оформит. М.В. Винцкевич. – Курск,
1997.
Материально – техническое обеспечение:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Проекционный экран

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству;
чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество,
российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
-понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного
взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности,
вероисповедания участников диалога или деятельности;
- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий
разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные),
которые успешно формируются средствами данного предмета. среди них:
- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование
речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и
ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение
и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том
числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в
разном виде и разнообразной форме;
- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение,
анализ, обобщение, построение рассуждений);
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и
культурой коллективного труда.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской
многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или к их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в
развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности;
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.
5 класс
Обучающиеся научатся:

- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур
(религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и
обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в
семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);
- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама,
буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей,
народов, российского общества, в истории России;
- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей
и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по
выбранным темам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное
самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для
российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;
- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением
людей, общественными явлениями;
- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого
поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
6 класс
Обучающиеся научатся:
- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;
- оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
- сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов;
- проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими
духовно-нравственными ценностями;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства;
- создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя;
- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей;
- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
- использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и
практических
задач;
высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного)
поведения человека;
- оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
- намечать способы саморазвития;
- работать с историческими источниками и документами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в
соответствии с задачами изучения предмета, видами учебной и домашней работы, во
взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- формулировать и высказывать собственное мнение, аргументировать свою точку
зрения, выслушивать и обсуждать различные взгляды и оценки, вести конструктивный
диалог;
- работать в коллективе;
- уметь проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научнопопулярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в
соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей
творческо-поисковой работы;
- решать творческие и проблемные задачи, развивать логическое мышление;
- развивать речь; культуру поведения, ответственное отношение к своим поступкам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5 класс (34 часов)
Раздел 1. Введение в предмет – 1 час.
Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для
каждого россиянина.
Раздел 2. Особенности восточного и западного христианства – 7 часов.
Древние предания христиан. Возникновение христианства. Христианская церковь.
Православие на Руси и в России. Христианские святые. Православный храм, его
устройство Христианские праздники и таинства. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное
искусство), православный календарь. Католики и протестанты.
Раздел 3. Введение в исламскую духовную традицию – 3 часа.
Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Пророк Мухаммад - образец человека и
учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Праздники
исламских народов России: их происхождение и особенности проведения.
Раздел 4. Введение в иудейскую духовную традицию – 2 часа.
Иудаизм - самая древняя вера в единого Бога. Тора - главная книга иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство. Обычаи и обряды иудеев. Суббота (Шабат) в
иудейской традиции.
Раздел 5. Введение в буддийскую духовную традицию - 2 часа.
Будда и его учение. Буддийские святые. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.
Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Направления
и обряды буддизма. Праздники в буддийской культуре.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Раздел 6. Православие в Древней Руси до современности – 7 часов.
Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в
Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество.
Митрополит Илларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.
«Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах — православный христианин.
«Поучение» Мономаха и его христианский нравственный идеал. Православная Церковь и
нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных
святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву.
Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь —
оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении
государства и собирании русских земель. Православие в Московской Руси. Митрополит
Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии
Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству.
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит
Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена.
Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и
патриарх Никон. Заветы оптинских старцев. Ликвидация патриаршества при Петре I.

Ограничение церковного землевладения Екатериной II. Сохранение роли христианства в
духовном просвещении народа. Старцы. Амвросий Оптинский и его заветы православным
христианам. Заповедь «не судите и не будете судимы». Православие в Советской России.
Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и
его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в
ходе ВеликойОтечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного
христианина. Православие в современной России. Крах коммунистической системы и
прекращение гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в современной России,
ее участие в общественной жизни и проповедь христианской нравственности. Русская
Православная Церковь Заграницей и ее воссоединение с РПЦ. Патриарх Кирилл о
важности сохранения в современном обществе идеалов добра и справедливости.
Александро-Невский кафедральный собор – главный храм Старого Оскола. Православие в
традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека.
Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные
занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный
Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера. Православие и традиционные
ценности Русского народа. Православная вера — основа культурной и гражданской
самоидентификации в древности. Афанасий Никитин. Верность другу и дружбе в
православии. Милосердие в православии. Ульяна Осорьина. Дом и семья в православии.
Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание
брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей. Святые Петр и
Феврония. Святые Петр и Феврония — образец супружеской верности и покровители
семьи и брака. День памяти святых Петра и Февронии — Всероссийский день семьи,
любви и верности.
Раздел 7. История ислама на территории России – 3 часа.
Проникновение ислама в Россию. Появление ислама в Среднем Поволжье. Посольство
булгарского царя Алмуша и обращение его в ислам. Веротерпимость в Золотой Орде.
Утверждение в Орде ислама. Ислам в государствах — наследниках Золотой Орды:
Казанском, Астраханском, Сибирском и др. ханствах. Мусульмане в России. Вхождение
мусульманских народов в состав России. Терпимость русского правительства по
отношению к исламу. Появление в России мусульманских организаций и медресе. «Союз
мусульман». Борьба с исламом в СССР. Ислам в современной России. Мусульманские
народы России. Возрождение ислама в нашей стране после 1991 г. Мусульманское
религиозное образование. Мусульманские организации в современной России.
Мусульманские Ценности и идеалы. Роль ислама в развитии благотворительности,
пропаганде
здорового
образа
жизни,
сохранении
межэтнического
и
межконфессионального мира и согласия в российском обществе. Дом и семья в исламе.
Семья — домашняя школа мусульманина. Почитание родителей в исламе. Уважение к
матери. Роль отца в мусульманской семье. Отношения братьев и сестер. Родовые
отношения в мусульманских семьях.
Раздел 8. Появление и развитие иудаизма в России – 3 часа.
Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях
Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев.
Иудаизм в Российской Империи. Иудаизм СССР. Ограничение иудеев в правах и
постепенное ослабление этих ограничений. Московская хоральная синагога Революция
1917 г. и отмена ограничений для иудеев. Репрессии против них в СССР. Иудеи
Советского Союза и Великая Отечественная война. Трагедия Холокоста. Иудаизм в
современной России. Возрождение иудаизма после 1991 г. Современные иудейские
организации России. Роль иудейского духовенства в утверждении веротерпимости и
взаимопонимания различных культур в российском обществе. Иудаизм в культуре и
Традициях еврейского народа. Роль иудаизма в сохранении культуры и традиций
еврейского народа. Почитание семьи в иудаизме. Отношение иудеев к браку и семье.

Любовь к детям и почитание родителей. Взаимная поддержка и помощь в иудейской
общине. Милосердие — основная черта иудея.
Раздел 9. Появление и развитие буддизма в России – 3 часа.
Тибетский буддизм (школа гэлуг) — направление махаяны. Лама в тибетском буддизме.
Далай-лама — духовный лидер буддистов Тибета. Распространение буддизма среди
народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма
калмыками. Хурул — буддийский храм у калмыков. Хошеутовский хурул — памятник
воинской славы российского народа. Буддизм в Бурятии. Даган — буддийский храм у
бурят. Дацан — буддийский монастырь у бурят. Буддизм в Туве. Хурэ — буддийский
храм тувинцев. Агван Доржиев — выдающийся лидер российских буддистов. Буддизм в
СССР. Революция 1917 г. и реформы российских буддистов во главе с Агваном.
Доржиевым. Гонения на буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов
в годы Великой Отечественной войны. Буддизм в современной России. Современные
буддийские организации России. Роль российских буддистов в утверждении в российском
обществе добросердечия, милосердия и любви к ближнему. Буддизм в культуре и
традициях народов России. Роль буддизма в сохранении и развитии культурных традиции
коренных народов России. Буддизм и семья. Роль лам у буддистских народов России.
Белый месяц — важный праздник российских буддистов и связанные с ним обычаи и
предания. Обряд сжигания магического конуса — сора. Праздник тысячи лампад в память
о Цзонхаве — основателе школы гэлуг. Роль праздника в семейных и народных традициях
калмыков, бурят и тувинцев. Цам — праздничная мистерия.
Повторительно-обобщающий урок.
Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов
добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к
семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
6 класс (34 часов)
Раздел 1. В мире культуры – 2 часа.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И.
Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л.
Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры
жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 7 часов.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре
разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур,
Урал-батыр и др.). Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван
Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий
Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над
фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах). «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии. Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники
и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России. Семья –
хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность,
симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и
милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.

Раздел 3. Религия и культура –9 часов.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной
культуры общества. Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на
Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие
князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние
особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Литература и искусство. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) –
золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь. Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности – 6 часов.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права
гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить
память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир – 4 часа.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения,
симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.
Повторительно-обобщающий урок – 1 час.
Итоговая презентация проектов обучающихся – 4 часа.
«Великие ценности культуры».
5 класс
№
п.п.
I
1.
II
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
III

Раздел/Тема
Введение в предмет – 1 час.
Традиционные религии России —
неиссякаемый источник духовного
богатства для каждого россиянина.
Особенности восточного и западного
христианства – 7 часов.
Древние предания христиан.
Возникновение христианства.
Христианская церковь.
Христианство на Руси и в России.
Христианские святые. Православный
храм.
Христианские праздники и таинства.
Католики и протестанты.
Введение в исламскую духовную

Колво
часов

1

1
1
1
1
1
1
1

Плановая
дата

1.
2.
3.
IV
1.
2.
V
1.
2.
3.
VI
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

VII
1.
2.
3.
VIII
1.
2.
3.
IХ
1.
2.
3.

традицию – 3 часа.
Пророк Мухаммад и возникновение
ислама.
Во что верят мусульмане.
Мусульманские обряды и обычаи.
Введение в иудейскую духовную
традицию – 2 часа.
Иудаизм- древняя религия евреев.
Во что верят иудеи. Обычаи и обряды
иудеев
Введение в буддийскую духовную
традицию - 3 часа.
Кто такой Будда.
Во что верят буддисты.
Направления и обряды буддизма.
Повторительно-обобщающий урок.
Православие в Древней Руси до
современности –7часов.
Православие в Древней Руси.
Православие в Московской Руси.
Православие при царях и императорах
России.
От
Советской
России
до
современности.
Православие в традициях русского
народа.
Дом и семья в православии.
Любовь к детям и почитание родителей.
День памяти святых Петра и Февронии
— Всероссийский день семьи, любви и
верности.
История ислама на территории
России – 3 часа.
История ислама в России.
Ислам в современной России.
Дом и семья в исламе.
Появление и развитие иудаизма в
России – 3 часа.
Появление и развитие иудаизма в
России.
Иудаизм в СССР и современной
России.
Иудаизм в культуре и традициях
еврейского народа.
Появление и развитие буддизма в
России – 3 часа.
Появление и развитие буддизма в
России.
Буддизм в СССР и современной России.
Буддизм в культуре и традициях

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1
1
1

народов России.
Повторительно-обобщающий урок.
Экскурсия в храм.

№
п.п.
I
1
2
II
1
2
3.
4.
5.
6.
7.
III
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

IV
1.
2.
3.
4.

1
1

6 класс КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КолПлановая
Раздел/Тема
во
дата
часов
В мире культуры – 2 часа.
Величие многонациональной
1
российской культуры.
Человек творец и носитель культуры.
1
Нравственные ценности российского
народа – 7 часов.
«Береги землю родимую, как мать
1
любимую».
Жизнь ратными подвигами полна.
1
В труде – красота человека.
1
«Плод добрых трудов славян»
1
Люди труда.
1
Бережное отношение к природе.
1
Семья
–
хранитель
духовных
1
ценностей.
Религия и культура –9часов
Роль религии в развитии культуры.
1
Культурное наследие христианской
1
Руси.
Великие князья Древней Руси и их
1
влияние на развитие образования.
Литература и искусство Древней Руси и
1
их влияние на духовность людей.
Культура ислама.
1
Литература и искусство ислама.
1
Иудаизм и культура.
1
Иудейская история в произведениях
1
живописи.
Буддийские священные сооружения.
Искусство танка Культурные традиции
1
буддизма.
1
Повторительно-обобщающий урок
. Как сохранить духовные ценности –
6 часов.
Забота государства о сохранении
1
духовных ценностей.
Православные храмы России. Храм
1
Христа Спасителя.
Крупнейшие мечети России.
1
Синагоги России.
1

5.
6.
V
1.
2.
3.
4.

1-4

Буддийские храмы и монастыри
России.
Хранить память предков.
Что составляет твой духовный мир –
4 часа.
Твоя образованность. Твои интересы.
Практическая работа.
Твоя культура поведения.
Твои нравственные качества.
Словарь
терминов, связанных
с
духовностью,
нравственностью
и
культурой.
Повторительно-обобщающий урок.
Итоговая
презентация
творческих
проектов
«Великие ценности культуры»

1
1

1
1
1
1
1
4

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. No1897, учебного плана основного общего
образования.
Для реализации программного содержания используется:
1. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров «Основы духовно – нравственной культуры народов
России. Основы религиозных культур народов России»: 4 класс, / автор составитель К.А.
Кочегаров, М: Русское слово.;
2. А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров, Р.М. Мухаметшин «Основы духовно – нравственной
культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»: 5 класс, / автор
составитель К.А. Кочегаров, М: Русское слово.
3. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков «Основы духовно – нравственной
культуры народов России: 5 класс – М.: Вентана - Граф, 2015.
Программа рассчитана на 2 года обучения, 1 час в неделю 68 часов..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».