программа факультатива по физике 7 класс+








Пояснительная записка.
Факультативный курс «Физика вокруг нас» реализует направление во внеурочной
деятельности в 7 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом
основного общего образования второго поколения.
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности.
Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не
может полноценно его осуществлять только на уроках. Чтобы всесторонне развить умения
и навык необходимо работать с учащимися и во внеурочное время.
Внеурочная деятельность ставит своей целью развитие личности обучающихся и в
соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности.
Факультативный курс внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» создает у
детей представление о научной картине мира, формирует интерес к технике, развивает
творческие способности, готовит к продолжению изучения физики.
Цель и задачи.
Цель курса:
в яркой и увлекательной форме расширять и углублять знания, полученные учащимися на
уроках;
показать использование знаний в практике, в жизни;
раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как
можно больше узнать, понять;
раскрыть перед учащимися содержание и красоту физики.
Задачи курса:
развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и
выполнять творческие задания;
овладение методами научных исследований, освоение способов анализа
экспериментальных данных.
Соответствие содержания программы внеурочной деятельности цели и задачам
основной образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в
образовательном учреждении.
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит
России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь
всем нашим гражданам.
В ФГОС ООО п.14 записано: «Основная образовательная программа основного общего
образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на
ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие
обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,
обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей,
саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся».
Модернизация современного образования направлена на развитие личностного
потенциала ребенка как полноценного участника образовательного процесса,
важнейшими характеристиками которого являются: здоровье, творческая свобода,
инициативность, активность, способность к саморазвитию.
Цели и задачи программы факультативного курса «Физика вокруг нас» соответствуют
целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ КСОШ №1
р.п. Качуг.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому школьные
учебные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы
друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством














глубокого и всестороннего усвоения основ программы факультативного курса «Физика
вокруг нас».
Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятияоткрытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая
друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к
занятиям факультативного курса, можно создать занятия с использованием
межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение
материала учебных предметов. Такие занятия с учётом межпредметных связей должны
включать в себя:
чёткость и компактность материала.
взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых
предметов.
Факультативныйкурс «Физика вокруг нас» носит комплексный характер, что отражено в
межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как:
химия,
алгебра, геометрия, география, биология, музыка.
Особенности реализации программы факультативного курса:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и
их место в плане внеурочной деятельности; характеристика условий ОУ при
реализации программы
Курс разработан для учащихся 7 классов. Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в
неделю. Все занятия по элективному курсу проводятся после всех уроков основного
расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа. В ходе
работы предполагается использование методов активного обучения, таких как
эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию
необходимых в быту устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой
ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе
знания законов физики, знакомство с техническими новинками.
Основные формы организации занятий:
занимательные опыты;
познавательные игры;
выполнение творческих заданий;
работа с дополнительной литературой.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
мебель (столы, стулья, классная доска);
наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий,
цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ.
компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);
желание детей заниматься.
Курс «Физика вокруг нас» включает различные аспекты подготовки будущего
исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов
измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или
графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То
есть ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику
исследования, что понадобится и при написании проектных работ.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в
процессе реализации программы.
Учащиеся должны знать: строение вещества, различные физические приборы и
точность их измерения, природу силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела,





















законы отражения и преломления света, природу миражей, органы зрения человека и
животных, основы гигиены зрения, законы Ньютона, основные физические величины и
единицы их измерения: работа, мощность, энергия, масса, ускорение, скорость,
оптическая сила линзы.
Учащиеся должны уметь: объяснять определение цены деления шкалы физического
измерительного прибора, определять погрешность измерения прибора, записывать и
объяснять физические законы, формулы, механическое движение и его виды, формулы и
размерности различных физических величин, природу света и законы отражения и
преломления света, строение глаза и разложение белого света на составные цвета, строить
изображение в плоском, вогнутом зеркале , линзе, проводить исследования по теме урока
и выполнять решение задач.
Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе
реализации программы
Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных
учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное
время.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или
явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное
содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и
излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;



формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в процессе
реализации программы.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики
является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной
школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся
являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи
характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения
учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных
экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого
интереса к физике.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности.
Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут:
практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры,
олимпиады.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от
тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе
организации следующих форм деятельности: олимпиады, творческие конкурсы,
интеллектуальные игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов
освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать
процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся
будет значимым участником деятельности.
Учебно-тематический план
№
занятия

1

2
3

4
5

6

Тема занятия

Результат

1. Научные методы познания (3 часа )
Что изучает физика. Методы научного Памятки «Как планировать и проводить
и теоретического познания.
наблюдение», «Как планировать и
проводить эксперимент»
Физические величины и их измерение. Алгоритм нахождения цены деления
Измерительные приборы.
шкалы измерительного прибора
Лабораторная работа «Определение
Практические навыки по определению
цены деления различных
цены шкалы прибора
измерительных приборов».
2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)
Измерительные приборы и
Правила пользования приборами.
использование их в жизни человека.
Лабораторная работа «Изготовление
Масштабная линейка длиной 1 метр из
масштабной линейки».
плотной бумаги с делениями на
дециметры, причём первый дециметр
разделён на сантиметры и миллиметры.
Лабораторная работа «Изготовление
Кубический сантиметр
кубического сантиметра».

7

8
9

10

11

12

13
14

15
16
17
18
19

20
21
22

23
24

25

26

Лабораторная работа «Изготовление Мензурка
и градуирование мензурки».
3. Учимся измерять (5 часов)
Точность измерений. Абсолютная и
Умение записывать результат
относительная погрешность.
измерения с учётом погрешности
Лабораторная работа «Измерение
Формулы вычисления объёма
объёма тела правильной формы».
прямоугольного параллелепипеда, куба,
цилиндра
Лабораторная работа «Измерение
Алгоритм измерений
объёма твёрдого тела неправильной
формы».
Лабораторная работа «Определение
Отчёт по результатам измерений
вместимости сосудов различной
ёмкости».
Лабораторная работа «Измерение
Отчёт по результатам работы
толщины тетрадного листа».
Учимся моделировать, выдвигать гипотезы,
наблюдать и объяснять явления (7 часов)
Первоначальные сведения о строении Конспект
вещества. Молекулы.
Лабораторная работа «Изготовление
Модели молекул веществ
моделей молекул воды, водорода,
кислорода».
Движение молекул. Диффузия.
Опорный конспект
Взаимодействие молекул. Явление
Устное сочинение «Что я знаю о
смачивания.
молекулах»
Лабораторная работа «Выяснение
Отчёт по результатам работы
условий протекания диффузии».
Лабораторная работа «Определение
Отчёт по результатам работы
времени прохождения диффузии».
Психотехническая игра «Агрегатные
состояния вещества».
4. Учимся устанавливать зависимости (6 часов)
Механическое движение и его
Конспект
характеристики. Виды движений.
Лабораторная работа «Определение
Отчёт по результатам работы
скорости равномерного движения».
Лабораторная работа «Определение
Отчёт по результатам работы
средней скорости неравномерного
прямолинейного движения».
Масса. Плотность.
Опорный конспект
Лабораторная работа «Определение
Отчёт по результатам работы
плотности предметов домашнего
обихода».
Лабораторная работа «Определение
Отчёт по результатам работы
плотности воды, растительного масла,
молока».
5. Выясняем закономерности (5 часов)
Сила. Вес тела.
Конспект

27
28
29

30

31-32

33-34
35

Лабораторная работа «Обнаружение и Отчёт по результатам работы
измерение веса тела».
Сила трения. Действие на тело
Устное сочинение «Однажды я
нескольких сил.
проснулся, а трение исчезло….»
Лабораторная работа «Изучение силы Отчёт по результатам работы
трения скольжения от рода трущихся
поверхностей».
Терминологическая игра «Путь
Занимательный рассказ с физическими
прокладывает логика».
понятиями
6. Занимательные опыты по физике (5 часов)
Весёлые опыты в домашних условиях. Выбор темы выпускного проекта
(подготовка эксперимента в домашних
условиях, изготовление простейшего
физического прибора и т. д.)
Защита проектов по выбранным
Физические приборы, изготовленные
темам.
руками учащихся
Обобщающее занятие «Итоги работы
Анализ анкет по выявлению интереса
кружка». Анкетирование учащихся.
работы учащихся в кружке

Календарно-тематическое планирование
№
занятия

Тема внеурочной
деятельности

1

Что изучает
физика. Методы
научного и
теоретического
познания.

2

Физические
величины и их
измерение.
Измерительные
приборы.

3

Лабораторная
работа
«Определение
цены деления
различных
измерительных
приборов».

4

Измерительные
приборы и
использование их в
жизни человека.

5

Лабораторная
работа
«Изготовление
масштабной
линейки».

Цель работы

Результаты
обучения

Методы

Оборудование

1. Научные методы познания (3 часа)
Показать
Наблюдение
Электрофорная
Личностные:
учащимся роль
формирование
физических
машина, камертон,
физики как науки
ценностного
явлений
шарик, желоб,
в познании мира
отношения к
маятник, магнит,
открытиям;
электромагнит.
Универсальные:
познавательный
интерес;
Предметные:
умение применять
понятия: природа,
явления природы,
наблюдение, опыт,
теория.
Познакомить
Работа со
Измерительные
Личностные:
учащихся с
формирование
справочной
приборы: линейка,
измерительными
ценностного
литературой, мензурка,
приборами,
отношения к
наблюдение
динамометр,
ввести понятие
открытиям;
транспортир, компас,
физической
амперметр, термометр,
Универсальные:
величины и
познавательный
секундомер.
единиц их
интерес;
измерения
Предметные:
умение определять
цену деления шкалы;
знать физические
величины и единицы
их измерения;
Определение
Лабораторна
Измерительные
Личностные:
цены деления
формирование
я работа
приборы: линейка,
шкалы приборов
самостоятельности в
мензурка,
приобретении новых
динамометр,
знаний;
транспортир, компас,
амперметр, термометр,
Универсальные:
умение организовать
секундомер.
свою деятельность;
Предметные:
умение определять
цену деления шкалы.
2. Учимся изготовлять простейшие приборы и модели (4 часа)
Познакомить
Наблюдение
Измерительные
Личностные:
учащихся с
формирование
приборы: линейка,
измерительными
самостоятельности в
транспортир, компас,
приборами,
приобретении новых
термометр,
необходимым
знаний;
секундомер, прибор
человеку в
для измерения
Универсальные:
повседневной
познавательный
давления, весы
жизни
интерес;
напольные.
Предметные:
знакомство с
приборами,
необходимыми для
человека в
повседневной жизни.
Изготовить
Лабораторна
Картон,
Личностные:
масштабную
формирование
я работа
миллиметровая
линейку
самостоятельности в
бумага, линейка.
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:

Дата
проведения
по
факт.
плану

6

Лабораторная
работа
«Изготовление
кубического
сантиметра».

Изготовить
кубический
сантиметр

7

Лабораторная
работа
«Изготовление
и градуирование
мензурки».

Изготовить
простейший
измерительный
прибор, научиться
его градуировать

8

Точность
измерений.
Абсолютная и
относительная
погрешность.

Познакомить с
погрешностями
измерений

9

Лабораторная
работа «Измерение
объёма тела
правильной
формы».

Научиться
определять объём
твёрдого тела
правильной
формы, пользуясь
линейкой

10

Лабораторная
работа «Измерение
объёма твёрдого
тела неправильной

Научиться
измерять объём
тел неправильной
формы

умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
изготовление
линейки и её
использование.
Лабораторна
Личностные:
формирование
я работа
самостоятельности в
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение изготовить
кубический
сантиметр.
Лабораторна
Личностные:
формирование
я работа
самостоятельности в
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение изготовлять
мензурку,
градуировать её и
пользоваться ею.
3. Учимся измерять (5 часов)
Самостоятел
Личностные:
формирование
ьная работа
самостоятельности в
по записи
приобретении новых
результатов с
знаний и
учётом
практических
погрешности
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение записывать
показания с учётом
погрешности
измерений.
Лабораторна
Личностные:
формирование
я работа
самостоятельности в
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение находить
объём тел правильной
формы.
Лабораторна
Личностные:
формирование
я работа
самостоятельности в
приобретении новых

Линейка, ножницы,
пластилин, картон.

Линейка, баночка изпод майонеза, полоска
бумаги, клей,
ножницы,
одноразовый шприц.

Линейка, термометр.

Линейка, детский
кубик, карандаш,
коробка.

Мензурка, вода,
камень, гайка,
пластмассовая
игрушка,

формы».

11

12

13

14

знаний и
картофелина.
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение находить
объём тел
неправильной формы,
переводить мл в
системные единицы
объёма.
Лабораторная
Научиться
Лабораторна
Кастрюля, флакон,
Личностные:
работа
определять
формирование
я работа
литровая банка,
«Определение
вместимость
самостоятельности в
мензурка, линейка.
вместимости
различных
приобретении новых
сосудов различной
ёмкостей
знаний и
ёмкости».
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение определять
вместимость сосудов.
Лабораторная
Научиться
Лабораторна
Линейка, тетрадь.
Личностные:
работа «Измерение измерять размеры формирование
я работа
толщины
малых тел
самостоятельности в
тетрадного листа».
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение измерять
толщину тетрадного
листа.
4. Учимся моделировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и объяснять явления (7 часов)
Первоначальные
Познакомить
Составление
Фотографии молекул
Личностные:
сведения о
учащихся со
формирование
рассказа,
строении вещества. строением
самостоятельности в
конспекта
Молекулы.
веществ.
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
познавательный
интерес;
Предметные:
знать строение
веществ, иметь
понятие о молекулах.
Лабораторная
Научиться
Лабораторна
Пластилин разного
Личностные:
работа
изготовлять
формирование
я работа
цвета, пластмассовые
«Изготовление
модели молекул
самостоятельности в
модели молекул
моделей молекул
воды, водорода,
приобретении новых
веществ, проволока.
воды, водорода,
кислорода.
знаний и
кислорода».
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение изготовлять
модели молекул
простейших веществ.

15

Движение молекул.
Диффузия.

16

Взаимодействие
молекул. Явление
смачивания.

17

Лабораторная
работа «Выяснение
условий
протекания
диффузии».

18

Лабораторная
работа
«Определение
времени
прохождения
диффузии».

19

Психотехническая
игра «Агрегатные
состояния
вещества».

Познакомить
учащихся с
явлением
диффузии.

Фронтальная
Личностные:
осознание ценности
беседа
физических знаний;
Универсальные:
познавательный
интерес;
Предметные:
Знать, в чём
заключается понятие
«диффузия»,
практическая
значимость в жизни
человека.
Объяснить, в чём
Фронтальная
Личностные:
заключается
овладение на уровне
беседа,
явление
общего образования
наблюдение
смачивания.
системой физических
Доказать, что
знаний;
молекулы
Универсальные:
взаимодействуют.
познавательный
интерес;
Предметные:
формирование
знаний о строения
веществ,
взаимодействии
молекул.
Выяснить, при
Лабораторна
Личностные:
каких условиях
формирование
я работа
диффузия
самостоятельности в
протекает
приобретении новых
быстрее.
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение
сформулировать
условия, при которых
протекает диффузия.
Определить при
Лабораторна
Личностные:
каких
формирование
я работа
температурах,
самостоятельности в
высоких или
приобретении новых
низких, диффузия знаний и
происходит
практических
быстрее.
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение определять
время прохождения
диффузии.
Развитие
Игровая
Личностные:
психических
овладение на уровне
деятельность
процессов,
общего образования
беглости
системой физических
мышления.
знаний;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение использовать
физические знания в
повседневной жизни.
5. Учимся устанавливать зависимости (6 часов)

Модель броуновского
движения.

Бумага, растительное
масло, вода,
стеклянная пластинка.

Марганец, вода в
стакане.

Термометр, часы, 2
стакана, вода,
марганец.

Учебник

20

Механическое
движение и его
характеристики.
Виды движений.

Сформировать
понятие
механического
движения,
сформулировать
его основные
характеристики,
рассмотреть его
виды.

21

Лабораторная
работа
«Определение
скорости
равномерного
движения».

Наблюдать
прямолинейные
равномерные
движения;
научиться
определять
скорость
равномерного
прямолинейного
движения.

22

Лабораторная
работа
«Определение
средней скорости
неравномерного
прямолинейного
движения».

Наблюдать
неравномерное
движение;
научиться
определять
среднюю
скорость
неравномерного
движения.

23

Масса. Плотность.

Формирование
понятий «масса»
и «плотность».

24

Лабораторная
работа
«Определение
плотности
предметов
домашнего
обихода».

Научиться
определять
плотность
твёрдых тел, зная
их массу и объём.

Личностные:
овладение на уровне
общего образования
системой физических
знаний ;
Универсальные:
Познавательный
интерес;
Предметные:
Знать понятие
механического
движения, пути,
траектории, видов
движения.
Личностные:
формирование
самостоятельности в
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение определять
скорость при
равномерном
движении.
Личностные:
формирование
самостоятельности в
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение находить
среднюю скорость
неравномерного
движения.
Личностные:
овладение на уровне
общего образования
системой физических
знаний ;
Универсальные:
Познавательный
интерес;
Предметные:
Формирование
представлений о
массе и плотности.
Личностные:
формирование
самостоятельности в
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение определять
плотность различных

Фронтальная
беседа

Учебник, презентация

Лабораторна
я работа

Линейка, часы,
изготовленный из
полиэтилена или
шёлка парашют,
рогатка.

Лабораторна
я работа

Линейка, часы, мячик,
детская игрушечная
машинка, вода.

Наблюдение,
фронтальная
беседа

Вещества разной
плотности, таблицы
плотностей.

Лабораторна
я работа

Рычажные весы,
мензурка, линейка,
предметы домашнего
обихода, игрушки.

25

Лабораторная
работа
«Определение
плотности воды,
растительного
масла, молока».

26

Сила. Вес тела.

27

Лабораторная
работа
«Обнаружение и
измерение веса
тела».

28

Сила трения.
Действие на тело
нескольких сил.

29

Лабораторная
работа «Изучение
силы трения
скольжения от рода
трущихся
поверхностей».

30

Терминологическая
игра «Путь
прокладывает
логика».

веществ.
Лабораторна
Личностные:
формирование
я работа
самостоятельности в
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
умение определять
плотность жидкостей.
6. Выясняем закономерности (5 часов)
Познакомить
Фронтальная
Личностные:
учащихся с
овладение на уровне
работа,
понятием силы,
общего образования
беседа
весом тела; уметь
системой физических
их изображать на
знаний ;
рисунках.
Универсальные:
познавательный
интерес;
Предметные:
знать понятие силы,
веса тела.
Измерить вес тел. Личностные:
Лабораторна
формирование
я работа
самостоятельности в
приобретении новых
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
уметь измерять вес
тел.
Продолжить
Наблюдение,
Личностные:
знакомство с
овладение на уровне
беседа,
силами, сила
общего образования
составление
трения и её виды.
системой физических рассказа
знаний ;
Универсальные:
познавательный
интерес;
Предметные:
знать понятие силы,
силы трения.
Сравнить силу
Лабораторна
Личностные:
трения
формирование
я работа
скольжения и
самостоятельности в
силу трения
приобретении новых
качения.
знаний и
практических
умений;
Универсальные:
умение организовать
свою деятельность;
Предметные:
узнать, от чего
зависит сила трения.
Установление
Игровая
Личностные:
связей между
овладение на уровне
деятельность
различными
общего образования
понятиями
системой физических
физики.
знаний;
Универсальны:
Определить
плотность воды,
растительного
масла, молока.

Рычажные весы,
мензурка, стаканы,
вода, растительное
масло, молоко.

Презентация

Динамометр, лист
картона, шнур
резиновый, мешочек с
песком или солью,
твёрдое тело, лист
фанеры, лист бумаги,
пружина.

Таблица, презентация.

Динамометр,
деревянный кубик,
деревянная доска,
лист бумаги, лист
наждачной бумаги,
машинка с
резиновыми шинами,
кусок резины.

Карточки с
физическими
понятиями

31

Весёлые опыты в
домашних
условиях.

33-34

Защита проектов
по выбранным
темам.

35

Обобщающее
занятие «Итоги
работы кружка».
Анкетирование
учащихся.

познавательный
интерес;
Предметные:
использование
физических знаний в
повседневной жизни.
7. Занимательные опыты по физике (5 часов)
Развитие
Игровая
Личностные:
познавательного
овладение на уровне
деятельность,
интереса,
общего образования
наблюдение,
интеллектуальных системой физических эксперимента
способностей.
знаний;
льные опыты
Универсальные:
познавательный
интерес;
Предметные:
использование
физических знаний в
повседневной жизни.
Развитие
Исследовани
Личностные:
познавательного
овладение на уровне
е
интереса,
общего образования
интеллектуальных системой физических
способностей.
знаний;
Универсальные:
познавательный
интерес;
Предметные:
использование
физических знаний в
повседневной жизни.
Подведение
Исследовани
Личностные:
итогов работы за
осознание ценности
е
год, анализ
физических знаний;
результатов
Универсальные:
анкетирования.
познавательный
Рефлексия.
интерес;
Предметные:
использование
физических знаний в
повседневной жизни.

Презентация,
оборудование для
проведения опытов

Презентации

Анкеты для учащихся

Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические
рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ Ю. Ю. Баранова, А. В.
Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2013.
2. Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя/ Ковтунович М. Г. –
М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
3. Служба издательства «БИНОМ».
4. Горин Л. А. Занимательные опыты по физике. – М.: Просвещение, 1985.
5. Покровский С. Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1996.
6. Материалы журнала “Наука и жизнь”, рубрика “Ваше свободное время”,
подрубрика “Физпрактикум”.
7. Гальперштейн Л. Забавная физика: Научн. -попул. кн. - М.: Дет. лит., 1993. 255 с.
8. Коган Б.Ю. Сто задач по механике. - М.: Наука. Главная редакция физикоматематической литературы, 1973. - 78 с.
9. Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты: Для сред. И стар.возраста. Мн.: Беларусь, 1994. - 448 с.
Литература для учащихся
1.
В.А.Буров и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике. М.
«Просвещение» 1985г.
2.
Практикум по физике в средней школе. Под редакцией А.А.Покровского.
М.»Просвещение». 1982г.
3.
А.В.Усова, А.А.Бобров «Формирование учебных умений и навыков
учащихся на уроках физики».
4.
А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда». Книга для учащихся
7 класса. М.: Просвещение,1991 год.
5.
Л.В. Тарасов «Физика в природе». М.: Просвещение, 1988 год.
6.
«Книга для чтения по физике». Учебное пособие для учащихся 7-8 классов.
Составитель И.Г. Кириллова. М.: Просвещение, 1986 год.
7.
Серия «Что есть что». Слово, 2004 год.
8.
С.Ф. Покровский «Наблюдай и исследуй сам».

Интернет-ресурсы
1.
2.
3.

Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).
Алгоритмы решения задач по физике:
festivai.1september.ru/articles/310656
Формирование умений учащихся решать физические задачи:
revolution. allbest. ru/physics/00008858_0. html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».