Утверждена директор МБОУ СОШ с. Красное ________________________ Г.А. Лебедева приказ № ____ от «__» ________ 2023 г. ПРОГРАММА повышения качества образования на 2023-2025 годы 2023 год с.Красное Раздел I. Паспорт Программы Наименование Программы Основания для разработки Программы Программа повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами обучающихся на 2023-2025 годы -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.; - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 в ред. От 19.07.2018г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы (Постановление Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017г.); -Указ Президента Российской Федерации № 474 от 21 июля 2020 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"; - государственная программа Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае", утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июня 2012 г. № 177-пр; Разработчик Программы Основные исполнители Программы Г.А. Лебедева, директор школы и рабочая группа Цель Программы развитие образовательной среды, направленной на создание условий для обеспечения доступности качественного образования и возникновения положительной динамики образовательных результатов школы посредством деятельности всех участников образовательных отношений. − формирование школьного уклада как фактора воспитания и социализации обучающихся, их личностного роста; - повышение уровня преподавания через организацию повышения квалификации, использование опыта школы-наставника по использованию инновационных педагогических технологий; - повышение мотивации к профессиональному развитию через проведение школьных методических семинаров; - создание родительских сообществ (групп) для привлечения их к организации внеурочной и досуговой деятельности; - внедрение системы родительских лекториев для повышения компетентности родителей в вопросах образования детей: - обновление системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих сложности в освоении ООП, имеющих социальные проблемы Рост обучающихся на «4» и «5» до 30% в каждом классе; Рост доли обучающихся, участвующих в предметных олимпиадах до 50%, включая всероссийскую олимпиаду школьников до 80% на школьном уровне от общего числа обучающихся 4-11 классов и до 10% на муниципальном уровне от общего числа обучающихся 7-11 классов; Увеличение количества школьных мероприятий, инициированных и Задачи Программы Целевые показатели Программы Педагогический коллектив МБОУ СОШ с. Красное Сроки реализации Программы Ожидаемые результаты реализации Программы Контроль реализации программы организованных членами школьного самоуправления до 10 мероприятий в год; Рост количества обучающихся 8-11 классов, принимающих участие в научно-практической конференции старшеклассников Николаевского муниципального района до 5 участников в год; Увеличение доли педагогических работников. Использующих инновационные педагогические технологии до 80% от общего количества педагогов; Увеличение доли педагогических работников. Имеющих 1 квалификационную категорию до 30% от общего числа педагогов; Увеличение количества открытых уроков, методических событий до 5 каждую четверть; Повышение доли педагогических работников, принимающих участие в профессиональных конкурсах, конференциях различного уровня до 30% от общего числа педагогов; Реализация индивидуальных образовательных маршрутов для высокомотивированных обучающихся и обучающихся со слабой учебной мотивацией; Отсутствие обучающихся, получивших неудовлетворительные результаты по итогам ГИА; Отсутствие необъективности оценивания по результатам ВПР; Проведение 5 мероприятий в год с участием родителей обучающихся; Проведение 4 родительских лекториев в год для повышения компетентности родителей в вопросах образования детей; Реализация индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих трудности в освоении ООП 2023– 2025 гг. - повышение качества образования в школе на 25%; - рост познавательной активности обучающихся; - повышение педагогической компетентности и методического уровня педагогов; - оптимизация учебно-воспитательного процесса; - усиление ответственности родителей и их роли в достижении результативности обучения. участие в жизни школы; - удовлетворенность обучающихся учебными успехами; - педагогическая грамотность родителей в вопросах образования - мониторинг о результатах реализации Программы – каждую четверть, полугодие, год - (учителя-предметники, классные руководители, председатель школьного самоуправления, педагог-психолог); - самооценка школы по реализации Программы; - доклад администрации школы (каждую четверть, полугодие, год) о результатах деятельности школы по реализации Программы перед учредителем, управляющем Советом, Раздел 2. Аналитический раздел Для разработки программы повышения качества образования в МБОУ СОШ с. Красное с целью выявления проблем, путей и методов их решения был проведен самоанализ состояния образовательной системы, в результате чего были выделены проблемы и сильные стороны школы. Школа расположена в сельской местности, в близости от административного центра Николаевского муниципального района. В школе обучаются дети, проживающие в с. Красное, а также в отдаленных селах Николаевского района. В настоящее время в МБОУ СОШ с. Красное обучается 100 обучающийся. Обучающиеся образовательной организации – дети из семей, разных по социальному статусу. Аналитические данные показывают о сложности контингента обучающихся: увеличивается доля обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). доля неполных, малоимущих, многодетных семей, семей, находящихся в социально-опасном положении. Ежегодно уменьшается доля талантливых и одаренных обучающихся. В тоже время есть семьи, имеющие высокую мотивацию к получению их детьми качественного образования. Педагогический коллектив составляет 19 педагогических работников, из них 14 учителей. Педагоги школы регулярно повышают квалификацию через дистанционные курсы повышения квалификации. В тоже время учителя имеют низкую педагогическую активность, только 1 педагог имеет квалификационную категорию. В преподавании преобладают традиционные методы. Аналитическая справка по итогам ГИА за 2021 и 2022 год. В 2020-2021 учебном году выпускники 9 и 11 классов обучались в неблагоприятной санитарноэпидемиологической обстановке. Это внесло изменения в порядок проведения ГИА. Выпускники 9 классов сдавали только 2 обязательных предмета (русский язык и математика), а выпускники 11 класса не сдавали математику (базовый уровень). В 2021-2022 учебном году ГИА проходила в штатном режиме, т.е. выпускники 9 класса сдавали 4 предмета, два из которых обязательные (русский язык и математика), выпускники 11 класса сдавали математики на базовом и профильном уровнях. В 2020-2021 учебном году в школе был 1 девятый класс, в котором обучались 3 обучающихся и 1 одиннадцатый класс. В котором обучались 4 человека. В 2021-2022 учебном году в школе был 1 девятый и 1 одиннадцатый класс, в котором обучались 12 и 7 обучающихся соответственно. Согласно порядку проведения ГИА в 2021 и 2022 годах все обучающиеся выпускных классов были допущены к ГИА. Результаты ГИА-9 в 2021 и 2022 годах Предметы по Обществознание Биология Информатика Физика выбору и ИКТ Кол-во 11чел/91,6% 6 чел./50% 6 чел./50% 1 чел./8,3% выпускников 2022 год ОГЭ по русскому языку в основной период сдавало 11 обучающихся, 1 выпускник отсутствовал по уважительным причинам (covid-19) и сдавший его в дополнительные сроки. По результатам ОГЭ по русскому языку в основной период в 2022 году был получен 1 неудовлетворительный результат, который был пересдан в дополнительные сроки. В 2021 году все обучающиеся 9 класса успешно сдали ОГЭ по русскому языку. Год Всего На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл Качество знаний 2021 3 0 2/66,7% 1/33,3% 0 3,6 66,7% 2022 11 0 8чел/66,7% 4 чел./33,3% 0 3,3 66,7% Таким образом, результаты ОГЭ по русскому зыку в 2022 году оказались ниже, чем в 2021 году. Анализ результатов выполнения работ позволяет сделать вывод, что большинство обучающихся с работой по русскому языку справились, уровень важнейших речевых умений и усвоения языковых норм соответствует минимуму обязательного содержания по русскому языку. Однако в целом уровень подготовки выпускников 9 класса остался на уровне прошлого года По результатам ОГЭ по математике в основной период в 2022 году из 12 сдававших 4 человека получили неудовлетворительные результаты (33,3%), которые были пересданы в резервные сроки. В 2021 году выпускники 9 класса не получили неудовлетворительных результатов по математике. Год Всего На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл Качество знаний 2021 3 0 1/33,3% 2/66,7% 0 3,3 33,3 2022 12 0 0 12 чел./100% 0 3 0% Таким образом, результаты ОГЭ по математике в 2022 году оказались ниже, чем в 2021 году. Анализ результатов ГИА-9 по математике позволяет выявить сильные и слабые стороны в системе обучения математике в основной школе. Большинство выпускников 9-го класса продемонстрировали слабые навыки владения важнейшими математическими умениями, являющимися опорными для дальнейшего изучения курса математики и смежных дисциплин. Это, прежде всего: применение свойств действий с иррациональными числами; работа с графиками реальных зависимостей; чтение статистической информации, представленной в различных видах; нахождение площадей; вычисление вероятности. Значительные трудности вызывают задания с геометрическим содержанием, на числовые последовательности и преобразования алгебраических выражений. В 2022 году основной период выпускники 9 класса сдавали 4 экзамена по выбору в форме ОГЭ (обществознание, физика, информатика и ИКТ, биология) Результаты ОГЭ по обществознанию Всего На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл Качество знаний 11 0 0 3/100% 0 3 0% Результаты ОГЭ по физике Всего На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл Качество знаний 1 0 0 1/100% 0 3 0% Результаты ОГЭ по информатике и ИКТ Всего На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл Качество знаний 6 0 1/16,7% 5/83,3% 0 3,2 16,7% Результаты ОГЭ по биологии Всего На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл Качество знаний 6 0 0 6/100% 0 3 0% Результаты ГИА-9 показали низкую подготовку выпускников и слабое усвоение основной образовательной программы. Основными причинами низких результатов ГИА в 9 классе в 2022 году стали: - низкая учебная мотивация обучающихся; - снижение административного контроля за подготовкой обучающихся к ОГЭ; - снижение ответственности учителей за результаты обучения; По итогам государственной аттестации все выпускники 9 класса получили аттестаты об основном общем образовании. Результаты ГИА-11 Обучающиеся 11 класса в 2022 году сдавали экзамены в форме ЕГЭ. Выбор экзаменов был распределен следующим образом: Предметы 2021 год 2022 год Русский язык 4/100% 7 чел./100% Математика (базовая) 3 чел./42,9% Математика (профильная) 1/25% 4/57,1% Биология 1 чел/14,3% Литература 1/25% 1/14,3% Информатика и ИКТ 4 чел./57,1% Физика 1/25% 4 чел./57,1% Обществознание 2/50% 2 чел./28,6% История 2/50% Результаты ЕГЭ по русскому языку Год Всего Не Набрали 24- Набрали 61- Набрали 81- Средний балл превысили 60 баллов 80 баллов 100 баллов порог 2021 4 0 2 1 1 65 (выше районного. Но ниже краевого) 2022 7 0 4 3 0 60 (ниже районного и краевого показателя) Результаты ЕГЭ по математике (базовая)2022 год Всего На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл Качество знаний 3 0 2чел./66,7 1чел/33,3% 0 3,6 66,7% Результаты ЕГЭ по математике (профильная) Год Всего Не Набрали 24-60 Набрали 61- Набрали 81- Средний балл превысили баллов 80 баллов 100 баллов порог 2021 1 1/100% 45 (выше районного, но ниже краевого) 2022 4 3/66,7% 1чел./33,3% 0 0 20 (ниже районного и краевого показателя) Обучающиеся, не преодолевшие минимальный порог в 2022 году, пересдали математику на базовом уровне. Результаты ЕГЭ по математике (базовая) 2022 год (пересдача) Всего На «5» На «4» На «3» На «2» Средний балл Качество знаний 3 0 3/100% 0 0 4 100% Результаты ЕГЭ по литературе Год Всего Не Набрали 32- Набрали 61- Набрали 81- Средний балл превысили 60 баллов 80 баллов 100 баллов порог 2021 1 0 1/100% 0 0 36 (ниже районного и краевого показателя) 2022 1 0 1/100% 0 0 60 (выше краевого и районного показателей) Результаты ЕГЭ по биологии в 2022 году Всего Не превысили Набрали 36- Набрали 61- Набрали 81- Средний балл порог 60 баллов 80 баллов 100 баллов 1 0 1/100% 0 0 42 (ниже краевого, но выше районного показателей) Результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2022 году Всего Не превысили Набрали 40- Набрали 61- Набрали 81- Средний балл порог 60 баллов 80 баллов 100 баллов 4 2/50% 1/25% 1/25% 0 40 (ниже краевого и районного показателей) Результаты ЕГЭ по физике Год Всего Не превысили порог 2021 1 2022 4 3/75% Набрали 36- Набрали 61- Набрали 81- Средний балл 60 баллов 80 баллов 100 баллов 1/100% 1/25% 0 0 39 (ниже краевого и районного показателей) 28 (ниже краевого и районного показателей) Результаты ЕГЭ по обществознанию 2022 год Всего Не превысили Набрали 42- Набрали 61- Набрали 81- Средний балл порог 60 баллов 80 баллов 100 баллов 2 1/50% 0 1/50% 0 54 (ниже краевого, но выше районного показателей) Результаты ЕГЭ по истории в 2021 году Всего Не превысили Набрали 40- Набрали 61- Набрали 81- Средний балл порог 60 баллов 80 баллов 100 баллов 2 0 1/50% 0 1/50: 60 (выше краевого и районного показателей) Таким образом, по итогам ГИА в 2022 году выпускники 11 класса повысили показатели только по литературе. Показали низкие результаты по сравнению с 2021 годом по русскому языку, профильной математике и физике. По обществознанию и биологии показатели выше районных, но ниже краевых. Результаты ГИА-11 в 2022 году свидетельствуют о низкой подготовке выпускников 11 класса. По итогам ГИА-11 все выпускники получили аттестат о среднем общем образовании. Основными причинами низких результатов ЕГЭ в 2022 году стали: - снижение административного контроля за подготовкой к ГИА; - формализм в подготовке обучающихся к ГИА; - низкая квалификация педагогов; - традиционные методы преподавания предметов; - низкий контроль родителей за подготовкой обучающихся к ГИА; - низкая информированность родителей о порядке проведения ГИА и результатах тренировочных экзаменов; - неосознанный выбор предметов по выбору; Таким образом, проведя самоанализ, были выявлены сильные и слабые стороны школы Сильные стороны Слабые стороны - Имеется хорошая инфраструктура: - Недостаточная эффективность компьютерный класс, выход в Интернет, использования инновационных технологий. интерактивное оборудование, библиотека, - Низкие результаты оценочных медицинский кабинет, столовая, спортивный процедур (ВПР, ГИА) зал, и т.д., что позволяет успешно - Недостаточная активность осуществлять образовательную деятельность; родительской общественности в создании - Наличие школьного сайта детско-взрослой общности. - обучающиеся имеют низкий уровень интеллектуального развития. Средний и низкий уровень мотивации обучающихся к обучению. - слабо развита система работы с разными группами обучающихся (слабомотивированные. Высокомотивированные, с ОВЗ) РАЗДЕЛ 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Перед участниками образовательных отношений поставлена цель: создать условия для перехода школы из группы «школы с низкими образовательными результатами» в эффективный режим работы. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: − формирование школьного уклада как фактора воспитания и социализации обучающихся, их личностного роста; - повышение уровня преподавания через организацию повышения квалификации, использование опыта школы-наставника по использованию инновационных педагогических технологий; - повышение мотивации к профессиональному развитию через проведение школьных методических семинаров; - создание родительских сообществ (групп) для привлечения их к организации внеурочной и досуговой деятельности; - внедрение системы родительских лекториев для повышения компетентности родителей в вопросах образования детей: - обновление системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих сложности в освоении ООП, имеющих социальные проблемы РАЗДЕЛ 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа повышения качества образования в МБОУ СОШ с. Красное реализуется с 2023 г. по 2025 г.г. Показатели реализации программы 1. Формирование школьного уклада социализации Доля обучающихся на «4» и «5» в каждом классе как Доля обучающихся, участвующих в предметных олимпиадах Доля обучающихся, участвующих во всероссийской олимпиаде школьников: -школьный уровень Доля обучающихся, участвующих во всероссийской олимпиаде школьников: -муниципальный уровень Количество общешкольных мероприятий. инициированных и организованных членами школьного самоуправления фактора воспитания и 2022-2023 уч.г. – 10% 2023-2024.г. – 10% 2024-2025.г. – 10% 2022-2023 уч.г. – 15% 2023-2024.г. – 15% 2024-2025.г. – 20% 2022-2023 уч.г. – 25% 2023-2024.г. – 25% 2024-2025.г. – 30% 2022-2023 уч.г. – 2% 2023-2024.г. – 3% 2024-2025.г. – 5% 2022-2023 уч.г. – 5 2023-2024.г. – 8 2024-2025.г. – 10 2022-2023 уч.г. – 1чел. 2023-2024.г. – 3 чел. 2024-2025.г. – 5 чел. Количество обучающихся 8-11 классов, принимающих участие в научно-практической конференции старшеклассников Николаевского муниципального уровня 2.Повышение уровня преподавания Доля педагогических работников, использующих 2022-2023 уч.г. – 30% инновационные педагогические технологии 2023-2024.г. – 50% 2024-2025.г. – 80% Доля педагогических работников, имеющих 1 2022-2023 уч.г. – 10% квалификационную категорию 2023-2024.г. – 20% 2024-2025.г. – 30% Количество открытых уроков, методических событий, 2022-2023 уч.г. – проведенных каждым педагогов в течение четверти мероприятие. 2023-2024.г. – мероприятия. 2024-2025.г. – 5 мероприятий. Доля педагогических работников, принимающих участие в 2022-2023 уч.г. – 10%. профессиональных конкурсах, конференция разного уровня 2023-2024.г. – 20% 2024-2025.г. – 30% Реализация индивидуальных образовательных маршрутов для Да/нет высокомотивированных обучающихся Реализация индивидуальных образовательных маршрутов для Да/нет слабомотивированных обучающихся Наличие /отсутствие неудовлетворительных результатов по Да/нет итогам ГИА Положительная динамика по результатам ВПР Да/нет 3.Пассивность и некомпетентность родителей в вопросах образования детей Количество мероприятий в год с участие родителей 2022-2023 уч.г. – 1 3 1 мероприятие. 2023-2024.г. – 3 мероприятия. 2024-2025.г. – 5 мероприятий. Количество родительских лекториев в год 2022-2023 уч.г. – 1 мероприятие. 2023-2024.г. – 4 мероприятия. 2024-2025.г. – 4 мероприятий. 4. Обновление системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих сложности в освоении ООП, имеющих социальные проблемы Реализация индивидуальных планов психолого- Да/нет педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ Реализация индивидуальных планов психолого- Да/нет педагогического сопровождения обучающихся. находящихся в трудной жизненной ситуации Реализация индивидуальных планов психолого- Да/нет педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП РАЗДЕЛ 5. ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ №п/п Мероприятия Сроки 1. Выявление группы обучающихся с Май-июнь неблагоприятной оценочной ситуацией 2023 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Организация индивидуальных занятий для обучающихся, испытывающие трудности в обучении Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения высокомотивированных обучающихся Работа с одаренными обучающимися: участие в олимпиадах, конкурсах, проектной и исследовательской работе Информационная работа с учителямипредметниками по технологии проведения оценочных процедур (ГИА, ВПР) Осуществление административного контроля за состоянием преподавания предметов с низким рейтингом по результатам внешней оценки (ГИА, ВПР) Организация родительских лекториев по вопросам реализации ФГОС, проведения ГИА и ВПР В течение 20222023 учебного года Май, сентябрь 2023 Организация сотрудничества с родителями по вопросам качества образования через заседание родительского комитета, индивидуальные консультации Оценка учебных достижений обучающихся через церемонию награждения на общешкольных линейках, публикацию результатов на сайте школы, в сетевых сообществах Мониторинг и диагностика : - качество образования по учебным предметам; - учебные и внеурочные достижения; - оценка качества образования родителями; В течение года Прогнозируемый результат Снижение количества неуспевающих, своевременная психологопедагогическая поддержка Повышения качества знаний обучающихся, ликвидация пробелов Создание ситуации успеха В течение учебного года Возрастание престижа знаний По мере необходимости Четкая и продуктивная организация оценочных мероприятий В течение года Повышение качества преподавания предметов В течение года Повышения уровня просветительской деятельности среди родителей Повышение родительской мотивации к осуществлению контроля за успеваемостью детей В течение года Май Повышения учебной мотивации, увеличение количества обучающихся с высокими учебными результатами Объективная оценка качества образования, определение уровня обученности и достижений обучающихся 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. - образовательных потребностей обучающихся; - здоровья обучающихся Организация совместной внеурочной и досуговой деятельности родителей, обучающихся и педагогов Подготовка учебных материалов на новый учебный год на основе анализа результатов работы за прошедший период Разработка планов по подготовки обучающихся к олимпиадам по предмету Проведение входного контроля знаний и на основе полученных данных организация повторения «западающих» тем курса Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения Психолого-педагогическая консультация для педагогов, работающих в 5-м классе «Адаптация. Проблемы адаптации и пути их решения» Анализ результатов текущего контроля Участие в семинарах по вопросам повышения качества обучения Составление списка обучающихся, требующих особого внимания при сдаче ГИА Организация индивидуальной работы на уроках с обучающимися, имеющими «спорные» отметки по предметам, а также со слабоуспевающими Подготовка и участие обучающихся в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников Участие в профессиональных конкурсах, олимпиадах В течение года Повышение мотивации родителей и обучающихся Август Четкая организация режима занятий Август Адаптация обучающихся к учебному году Сентябрь Ликвидация пробелов в знаниях, повышение качества образования Сентябрь Повышения качества преподавания Повышение мотивации к обучению Сентябрь Октябрь Повышение качества преподавания Октябрь Повышение качества преподавания Повышение качества преподавания Список обучающихся, требующих особого внимания Возрастание престижа знаний в детском коллективе Октябрь Октябрь В течение года Ноябрь Участие в предметных конкурсах и олимпиадах В течение года Повышение качества преподавания Консультирование обучающихся выпускных классов по вопросам проведения ГИА Прохождение курсовой подготовки по вопросам подготовки к ГИА Участие педагогических работников в методической работе по обмену опытом на школьном и муниципальном уровнях Проведения методического семинара по теме «трансляция новых педагогических технологий для работы с обучающимися, испытывающими учебные и поведенческие трудности» Создание условий для взаимодействия школы со школой – наставником (МБОУ СОШ №4 г. Николаевска –на – Амуре) Знакомство родителей с проблемами подготовки детей к ГИА Декабрь Повышения престижа знаний у обучающихся Январь Создание ситуации успеха в аттестации обучающихся Повышения методического уровня 30. Информационная работа с родителями по вопросам проведения ГИА Декабрь 31. Самоанализ выполнения программы Раз в четверть 24. 25. 26. 27. 28. 29. Ежегодно Ежегодно Повышение качества проводимых уроков В течение года Повышение педагогического мастерства Сентябрь Повышение ответственности родителей в подготовке к ГИА Информированность и компетентность родителях в вопросах ГИА Выявление положительных и отрицательных результатов реализации программы